С любовью к слову, уважая смысл

Заметки к профессии

Я – копирайтер. В последнее время люди уже перестали переспрашивать меня, что это значит. Однако по-прежнему в глазах собеседников частенько вижу некоторое недоумение: дело-то, мол, модное, но зачем оно надо – не совсем ясно. Так что ж такое копирайтинг и зачем он нужен серьёзному бизнесу?

На самом деле за этим определением скрывается тяжелый литературный труд, призванный облегчить вашу работу. Вне зависимости от того, занимаетесь ли Вы торговлей, управлением производством или строите политическую карьеру, задача копирайтера – помочь мотивировать людей на выполнение тех действий, которых Вы от них ожидаете.

Прежде всего, давайте разберёмся с терминами. И, для начала, договоримся не путать известный всем «копирайт» (’copyright’, т.е. право воспроизводить, распространять и исполнять литературное, музыкальное, драматическое или художественное произведение) и «копирайт»(’copywrite’ – т.е. процесс создания оригинальных текстов). Слова, как видите, сходные по звучанию, но совершенно разные и по написанию, и по смыслу.

Получается, копирайтер – это не специалист в области охраны авторского права, и не простой переписчик, создающий бездумные копии. Нет, копирайтер – творец, призванный по долгу службы «глаголом жечь сердца людей». Если жечь не получается, созданный текст никого не волнует, не достигает своей цели, копирайтер профессионально мертв.

Многие руководители предполагают, что лучше их самих и подчиненных никто не в состоянии написать какой-либо текст, касающийся данного предприятия. Но это далеко не всегда верно. Конечно, может получиться так, что ваша секретарша – копирайтер от Бога, но это редкость. Да что секретарша, пусть и с высшим гуманитарным образованием! Эта задача в большинстве случаев не под силу ни главному бухгалтеру, ни главному инженеру. И даже объединив свои усилия, они и втроем вряд ли добьются того эффекта, которого достигает профессиональный копирайтер.

Хотите, открою тайну? Даже не всем докторам наук по силам составить хороший текст. Просто у всех этих специалистов несколько иные задачи. Задача копирайтера – создание оригинальных текстов различного объема и формата, призванных выполнить определенные цели. То есть, литературный труд.

В каких случаях вам может понадобится копирайтер? Во всех, когда речь идет о копирайтинге, т.е. о создании любых текстов: коммерческого письма, листовки, буклета, инструкции потребителю товара. Вспомните, сколько раз вам приходилось чертыхаться, разбирая инструкцию по установке мебели, написанную вроде и не египетскими иероглифами, а все же не по-русски? Копиарйтер нужен для написания статьи, пресс-релиза, проспекта, брошюры, или книги – юбилейного, подарочного издания, а, может, и мемуаров. Труд копирайтера-сценариста лежит в основе аудио- и видеопродукции, мультимедийного проекта любой направленности и формата.

Отдельной строкой обычно выделяют SEO-копирайтинг, хотя это - оптимизация текста, размещенного на сайте, под алгоритм работы поисковых машин Интернета. Еще одна особая область копирайтинга – айдентика, а попросту – создание фирменного стиля. Здесь задача копирайтера: нэйминг или создание яркого, запоминающегося и отвечающего заданным характеристикам названия и сильного слогана.

Еще одна область применения талантов копирайтера – рерайтинг. Это как раз тот случай, когда у вас уже есть текст, созданный кем-то из специалистов предприятия (секретарем, главбухом, инженером, etc.). И все вроде бы в нем хорошо с точки зрения специалиста, и грамотно, а люди не понимают. Самое время звать на помощь копирайтера, который переведет текст с узкоспециального языка на литературный русский. Копирайтер, как выясняется, нужен во многих областях деятельности. Тех, кто это успел осознать, с очень высокой вероятностью ждет успех.

Автор статьи Никонов Илья 01.12.2007

Все статьи


Полное название КНК на русском языке - Профессиональное сообщество "Клуб Независимых Копирайтеров". Сокращенное - ПС "КНК". Полное наименование Клуба на английском языке: Professional community "Club of Independent Сopywriters". Сокращенное - PC "CIC".

Профессиональное сообщество Клуб Независимых Копирайтеров - некоммерческое партнерство на добровольной основе. Клуб организован копирайтерами для оказания содействия членам КНК в профессиональной деятельности.